Административная ответственность

Административная ответственность юридических лиц в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг

Начиная с 2010года, произошло существенное ужесточение ответственности юридических лиц за несвоевременное предоставление информации и отчетности, предусмотренной законодательством в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг. Жесткость требований и последующая ответственность по требованиям проявляется в том, что существенно увеличен размер административных штрафов для юридических лиц, организованных в форме акционерных обществ и подпадающих автоматически под юрисдикцию закона «Об акционерных обществах». Так, например, акционерные общества, в настоящее время обязаны ежегодно публиковать бухгалтерскую отчетность в сети Интернет в течение 90 дней по окончании календарного года. Федеральной службой по финансовым рынкам разработано Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Это Положение утверждено Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006года № 06-117/пз-н. За несвоевременное размещение требуемой годовой бухгалтерской отчетности в сети Интернет предусмотрены весьма серьезные штрафы от 500.000 до миллиона рублей. При этом, существенно увеличен срок давности по административным делам в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг. Если ранее срок составлял 2 месяца и акционерные общества имели возможность добиться прекращения административного производства по делу в связи с истечением сроков давности, то сейчас этот срок увеличен до одного года и коммерческой организации стало крайне затруднительно уходить от административной ответственности только по этому основанию.

Не меньшая ответственность предусмотрена в связи с несвоевременным предоставлением отчетности в территориальные органы службы по финансовым рынкам. Форма и объем предоставляемой отчетности предусмотрены Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.08.2009года № 09-33/пз-н. В отчетности должны быть представлены и общие сведения об акционерном обществе, в их числе: указание сайта в сети Интернет, на котором осуществляется раскрытие правил ведения реестра владельцев ценных бумаг. Требуются и более специфические сведения, как, например, сведения о количестве размещенных ценных бумаг, количестве лицевых счетов, на которых учитываются ценные бумаги; сведения о доле государственной и муниципальной собственности; сведения о количестве и объемах проведенных операций, связанных с перерегистрацией прав собственности на ценные бумаги с указанием основания проведения операций, количества проведенных операций и количества ценных бумаг, в отношении которых проведена операция по перерегистрации прав собственности.

Как часто бывает, разъяснительная работа по внесению изменений в законодательство по акционерным обществам и рынку ценных бумаг особо не проводилась, точнее, проводилась следующим способом: — изменения были внесены в законодательство (законы и подзаконные нормативные акты, например, Приказы Федеральной службы по финансовым рынкам).

Акционерные общества, которые самостоятельно не отследили произошедшие изменения, после истечения срока на предоставление информации и размещение ее в сети Интернет, получили уведомления от территориальных органов службы по финансовым рынкам о совершенном ими административном правонарушении и необходимости явиться должностному лицу организации для составления протокола об административном правонарушении. После составления протокола выносилось постановление о привлечении к административной ответственности и наложении штрафов, которые сейчас исчисляются в сотнях тысяч и доходят до миллиона рублей. Все это показывает, что «разъяснения» проводились максимально жестко для коммерческих организаций и максимально доходно для бюджета. Предпринимателю (акционерным обществам) оставалось только обжаловать вынесенные постановления в арбитражный суд и в судебном порядке доказывать незаконность постановления по тем или иным основаниям.

Одним из активно используемых предпринимателями оснований для признания постановления незаконным является малозначительность правонарушения, имеющего только формальные признаки такового. Судебная практика по трактовке малозначительности административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг является совсем неоднозначной и требует отдельного разговора на эту тему.